Вопросы взаимодействия государства, бизнеса и образования в свете обсуждения организационных моделей развития России в последнее время вышли на первый план. В этом треугольнике образование выступает разборчивой бесприданницей. Корректировка программ научных школ, федеральных и национальных исследовательских университетов, создание бизнес-инкубаторов на базе вузов — все это призвано дать возможность всем желающим и заинтересованным составить достойные «партии». Сложность развития и внедрения отечественных технологий в области ДЗЗ из космоса в систему образования обусловлена множеством проблем переходного периода, который пришелся как раз на последние 20 лет. В настоящее время, благодаря правильно расставленным руководством страны акцентам, начинается прямой диалог и взаимодействие государства и бизнеса, в связи с чем у России появляется уникальный шанс реального построения экономики, основанной на знаниях, — человеческий и образовательный потенциал нашей страны, несмотря на все реформы, неисчерпаем.
Тема номера
Правовые основы взаимодействия образования, науки и бизнеса. Е.Л. Болотова
Создание нормативной базы взаимодействия образования, науки и бизнеса в России осуществляется крайне медленно, фрагментарно и несистемно. В статье проведен обзор основных проблем взаимодействия современных моделей российского образования, науки и бизнеса, а также существующей нормативной базы в данной сфере.
Интеграция науки, образования и наукоемкого бизнеса. Опыт ИТЦ «СКАНЭКС». М.А. Сергеева
Современное стремительное развитие и внедрение средств космического наблюдения Земли и ГИС-технологий требует подготовки высокопрофессиональных специалистов. Несколько десятков вузов России и зарубежья уже обеспечены наземными станциями приема и обработки космической информации производства ИТЦ «СКАНЭКС».
Научно-образовательные центры как элемент совершенствования подготовки специалистов в вузе. В.В. Гаврилова, А.В. Гречищев
В Московском университете геодезии и картографии создан Инновационный научно-образовательный центр (ИНЦ) «Геомониторинг». Цель деятельности центра — совершенствование качества подготовки студентов, магистрантов и аспирантов, повышение квалификации специалистов в области обработки данных дистанционного зондирования Земли, исследования природных ресурсов аэрокосмическими методами, фотограмметрии и геоинформатики.
Создание и развитие университетских учебно-научных инновационных комплексов в сфере геоинформатики и природопользования как фактор интеграции науки, образования и бизнеса. Т.М. Давыденко, Ф.Н. Лисецкий, А.П. Пересыпкин
«Геоинформатика и технологии дистанционного зондирования Земли в экологии и рациональном природопользовании» — один из ведущих учебно-научных инновационных комплексов Белгородского государственного университета. Комплекс был создан с учетом потребностей региональной экономики и особенностей ее развития, что позволяет реализовать взаимодействие «вуз — специалист — работодатель».
Опыт создания центра космического мониторинга на базе Тюменского государственного университета. О.С. Сизов
В Тюменском госуниверситете создано учебно-научное подразделение, способное осуществлять полный цикл работ: от приема информации с природно-ресурсных спутников Земли до получения готовых продуктов специализированной обработки в виде тематических карт, отраслевых ГИС, данных оперативного космического мониторинга.
Проблемы аэрокосмической подготовки выпускников природоведческих вузов. Ю.Ф. Книжников, В.И. Кравцова
Основные проблемы аэрокосмической подготовки природоведов сфокусированы в географическом образовании. В настоящее время ставится задача построения эффективной современной трехуровневой системы картографо-геодезического обеспечения страны. Система предусматривает производство геоинформации трех согласованных видов (уровней) — базовой, стандартной и тематической.
Хозяйственные общества вузов как инструмент интеграции образования науки и бизнеса: опыт Ставропольского государственного университета. В.А. Шаповалов, А.А. Лиховид, А.Н. Панин
Аэрокосмические и геоинформационные технологии — приоритетные направления современной инновационной деятельности Ставропольского государственного университета (СГУ). С середины 1990-х гг. СГУ активно наращивал потенциал в области ГИС и ДЗЗ. Созданы малые предприятия для продвижения на региональном рынке аэрокосмических и геонформационных технологий, а также формирования конкурентной среды в этой сфере.
Использование ДДЗЗ в региональных исследованиях и в учебном процессе. С.В. Пьянков, Е.М. Свиязов, Ю.Н. Шавнина
В Пермском государственном университете осуществлен ряд проектов с использованием ДДЗЗ: космический мониторинг сельхозугодий и исследование условий вегетации сельскохозяйственных культур, космический мониторинг развития весеннего половодья и определение зон затопления. На основе этих проектов были разработаны практические задания для студентов географического факультета, а результаты исследований используются при чтении лекций.
Конкурс «Лучшие идеи по использованию космических снимков». Т.А. Коробова, Е.В. Аш
Конкурс «Лучшие идеи по использованию космических снимков» проводится в трех секциях: наука и образование, бизнес и управление, дизайн и творчество. Цель конкурса — расширение круга решаемых с помощью данных ДЗЗ задач как научного, так и практического характера. Принять участие в конкурсе могут все желающие жители России и стран СНГ.
Применение космических снимков в обучении информатике. С.С. Борисов
Приоритетным направлением на уроках информатики в школе должно стать формирование компетентности получения, обработки, преобразования, хранения и передачи графической информации. Автор предлагает различные варианты использования космических снимков в курсе информатики. В результате работы с данными ДЗЗ ученик должен знать и понимать принцип приема космической информации; уметь принимать данные со спутника и выполнять их простейшие преобразования.
Спутниковые снимки Земли. Элективный курс. С.Б. Блужин, М.С. Шевелева
Курс «Спутниковые снимки Земли» — элективный курс для учащихся 10, 11 классов. При планировании элективного курса авторами была поставлена задача изучения имеющихся в школе данных дистанционного зондирования Земли. Собранный и систематизированный материал охватывает разные форматы представленных данных, способы их получения и информационный объем. Курс рассчитан на 34 учебных часа.
Возможность применения изображений Земли из космоса на уроках биологии и в дополнительном образовании детей. Н.Е. Медведева
В общем курсе биологии существует немало разделов, иллюстрациями к которым могут послужить космические снимки. Разработан элективный курс «Земля из космоса», посвященный применению данных ДЗЗ в биологии, экологии и смежных с другими областями исследованиях.
Школьный курс географии глазами ученого-природоведа. Е.И. Пижанкова
Знакомство с существующими учебниками и учебными пособиями, которыми сегодня пользуются школьники при обучении курсу географии, показало, что их содержание требует совершенствования. Одной из важнейших задач сегодня является создание электронного пособия (учебника), содержащего объяснение и наглядные примеры (изображения из космоса, наземные фото, рисунки и схемы) важнейших понятий физической географии. Это будет способствовать приобщению школьников к использованию дистанционных данных для познания окружающего мира.
Школа XXI века: от традиционной культуры до высоких технологий. Экспозиция в Московском музее образования. Е.А. Найденова
В Московском музее образования 6 февраля 2008 г. открылась комплексная экспозиция «Школа XXI века: от традиционной культуры до высоких технологий». Экспозиция состоит из двух тематических блоков: «Кочевая школа народов Севера РФ» и «Космические технологии в школе».
Инновационные музейно-образовательные программы Мемориального музея космонавтики. О.Ю. Мороз, А.И. Лазуткин
Мемориальный музей космонавтики открыл свои двери после реконструкции 11 апреля 2009 г. Разработана инновационная музейно-образовательная программа «Бенефис одного экспоната — шаг в будущее» для студентов и школьников. В программу включена система занятий со школьниками по различным учебным курсам: «История отечественной и мировой космонавтики», «Инновационное музееведение», «Основы дистанционного зондирования», «Художественная интерпретация изображений Земли из космоса», «Астрономия».
Вектор развития
Мониторинг особо охраняемых природных территорий на основе кадастровой информации, данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий. Т.О. Ерискина, Н.А. Кащенко, М. Семенычева
На основе земельно-кадастровых, статистических данных, а также картографического материала проведен анализ изменения границ государственного природного биосферного заповедника «Керженский» (Нижегородская обл.)
Определение изменений границ северной части Аральского моря (Малого Арала) за 2004-2009 гг. А.У. Бакашева, И.П. Ткачева
На сегодняшний день одной из главных экологических проблем для Казахстана остается пересыхание Арала и опустынивание прилегающих регионов. В статье рассказывается об истории вопроса, описывается методика наблюдения за изменениями границ северной части Аральского моря, основанная на тематической обработке данных ДЗЗ и выявлении изменений пространственных объектов во времени.
Современные инструменты геомаркетингового анализа компании «Газпром нефть»
В рамках Единой маркетинговой информационной системы в компании «Газпром нефть» реализуется возможность проведения углубленного геомаркетингового анализа с помощью веб-картографического инструментария GeoMixer. О внедрении современных технологий в работу рассказал начальник аналитического отдела управления анализа и прогнозирования рынка Департамента маркетинга компании «Газпром нефть» Александр Митник.